Интегрированный урок по дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики и ЕН.02 Элементы математической логики
27.03.2019
26 марта 2019 года в рамках образовательного конкурса качества преподаватель Гайфуллина Татьяна Фоминична провела открытый интегрированный урок по дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики и ЕН.02 Элементы математической логики по теме «Логические связи, понятия и таблицы истинности в алгебрах Буля и матриц» со студентами 2 курса специальности 09.02.04 Информационные системы по отраслям.
Анализируя программы по учебным дисциплинам ЕН.02 «Элементы математической логики» и ЕН.01 «Элементы высшей математики», выяснилось, что многие вопросы изучаются в этих курсах параллельно, основываются на аналогичных определениях, понятиях, таблицах и закономерностях. Поэтому возникла необходимость проведения интегрированного урока. Межпредметные связи являются важной составляющей формирования компетентностной модели специалиста, они способствуют формированию научного мировоззрения студентов на основе современных знаний о единстве мира. При таком подходе студенты получают научно-обоснованную информацию, которая поможет им глубже изучить данный вопрос, детально разобраться в сущности процессов и явлений.
Стандарты образования нового поколения разрабатывались как стандарты компетентностной модели. Образовательный стандарт компетентностного формата предполагает новое проектирование результатов образования. Поэтому интегрированный урок был направлен на формирование общих и профессиональных компетенций, сформулированных ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Интеграция предметов «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики», а также использование активных методов обучения и групповой технологии способствуют формированию как общеучебных умений и навыков, так и положительной мотивации к обучению.
Студенты 21 ИС Шиндина В., Ищанова Р., Ермакова С., Устюжанина С., группы создали небольшой учебный фильм, в котором рассказали об алгебре Буля, иногда ее ещё называют «необыкновенной» алгеброй. В фильме изложены основные понятия, относящиеся к учению о так называемых «алгебрах Буля», играющих большую роль в математической логике и весьма важных для всех направлений современной математики, связанных с электронными вычислительными машинами и кибернетикой, дается определение алгебры Буля и приводятся примеры таких алгебр; в частности, специально рассматривается алгебра высказываний, алгебра множеств и алгебра случайных событий.
Злодеева Н. подготовила презентацию по алгебре матриц. Курманбаева А. провела сравнение законов действий с числами в математике и в алгебре логики.
В ходе открытого урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.
В процессе занятия активизировалась мыслительная и творческая деятельность каждого студента, использовались следующие приёмы и методы: беседа, наглядность, частично-поисковый метод, и метод самостоятельной работы.
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствовали развитию мыслительных операций, таких как: умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на занятии.
Результатом занятия явилось осознание обучающимися значимости приобретаемых знаний; приобретение умений и навыков при решении задач по математической логике и линейной алгебре; мотивация к изучению математической логики и линейной алгебры, мотивация к творчеству.